Как рассчитать юнит-экономику

Финансы поют романсы. Про романсы как-нибудь в другой раз, а вот денежный вопрос в бизнесе первостепенный. Для начала бизнеса обычно считается смета, которая включает статьи затрат для реализации проекта, без сложных показателей и формул. После накидывается маржа (выручка минус переменные затраты), процент которой зависит от рода деятельности. И в конце считается чистая прибыль (доход минус все расходы: переменные, постоянные затраты, налоги, другое). Давайте всё это назовём упрощенным финансовым планом.

В последние лет пять финансовую сторону бизнес-проектов всё чаще стали оценивать с помощью юнит-экономики. Под юнитом понимается клиент, продажа, услуга, подписка. Суть данного подхода сводится к ответу на вопрос: «Сколько денег приносит один юнит?». Это несколько отличается от того, с чего мы начали. В финансовом плане мы отслеживаем все денежные потоки компании или проекта. В юнит-экономике мы фокусируемся на единице товара или услуги. Хотя многие показатели встречаются в обоих случаях.

Про показатели
наиболее встречаемые:
  • Переменные затраты (изменяются от объема работ). К ним относятся: расходный материал, упаковка, доставка, налоги.
  • Постоянные (не зависят от объёма работ). Это про фонд оплаты труда (ЗП + страховые отчисления), аренду помещения, поддержку сайта, оплату сторонних сервисов.
  • Маркетинговые расходы (обычно находится через показатель САС (Customer Acquisition Cost) – стоимость привлечения клиента). Иногда включается в переменные затраты, в зависимости от типа бизнеса. Рассчитывается как стоимость привлечения клиента деленное на конверсию (покупку).
  • Маржинальная прибыль (выручка минус переменные затраты).
  • Точка безубыточности (постоянные расходы делим на маржу).
  • Выручка с юнита (средний чек с одного клиента или доход с подписчика).
  • LTV (Lifetime Value – ценность клиента за всё время). Часто встречается в подписочных торговых предложениях.
Примеры расчета
Сценарий №1. Разовая покупка футболки на маркетплейсе.
  • Выручка: 3 500 руб.
  • Переменные затраты (закупочная цена, упаковка, хранение, доставка, комиссия): 1 500 руб.
  • Реклама (САС): 350 руб.
Итого: 3 500 – 1 500 – 350 = 1 650 руб. (можно сказать чистая прибыль + ваше время).
Вариант №2 (посложнее). Подписка. Пускай будет на онлайн-кинотеатр.
  • Средний доход с пользователя в месяц: 499 руб.
  • Выручка (LTV) за 12 месяцев: 499 * 12 = 5 988 руб.
  • Валовая прибыль на 100 пользователей: выручка минус постоянные расходы (хостинг, платежные системы, поддержка официальной страницы онлайн-кинотеатра) = 5 988 * 100 – 240 000 = 358 800 руб.
  • Стоимость привлечения ста пользователей (САС): 250 000 руб.
  • Отток клиентов: 15%.
Итого за юнит: (358 800 – 250 000) – (108 800 * 0.15) = 108 800 – 16 320 = 92 480 / 100 = 924 руб.
№3. Для особо любознательных.
Частые ошибки
  • Смешивать все продукты и каналы привлечения.
  • Делать неправильные расчеты и(или) игнорировать некоторые расходы.
  • Пренебрегать какими-либо финансовыми инструментами вообще.
Unit
Что дальше?
После просчета финансовых метрик нужно обратить внимание на три важных показателя:
  1. Точка безубыточности показывает через сколько заказов вернутся вложения.
  2. Соотношение LTV к CAC. Прибыльным соотношением считается 3 к 1.
  3. Время до финансовой цели рассчитывается как общее количество заказов, необходимое для достижения прибыли, деленное на среднее количество заказов в месяц и деленное на количество месяцев в году. Пример расчета в сценарии №3.
Ответы на вопросы
Дополнительный перечень вопросов, на которые юнит-экономика может дать ответы:
  • Сколько тратится денег на привлечение одного клиента?
  • Какая прибавляется маржа на единицу товара?
  • Сколько денег приносит один пользователь?
  • Какой источник рекламы наиболее эффективный?
  • На сколько нужно увеличить бюджет на маркетинг, чтобы доход вырос на 25%?
Кому НЕ подходит юнит-экономика
Юнит-экономика далеко не единственный инструмент, который позволяет работать с цифрами. Есть бизнесы и ситуации, где его применение почти бесполезно. Например, проекты с разным чеком, т.е. юнит не имеет фиксированной цены. Часто встречается в услугах с индивидуальным расчетом конечной стоимости. Другой кейс: бизнес с большим количеством продуктов, которые имеют разную маржинальность. Ещё один: медиа проекты, где монетизация зависит от активности пользователей, что почти не предсказуемо. И бизнес с длинным циклом сделки, плоды которой будут через годы. Как правило, в таких ситуациях речь идёт о среднем и крупном бизнесе.
Резюме
Итак, юнит-экономика подходит для:
  1. Запуска нового продукта (проекта);
  2. Ценообразования;
  3. Проверки гипотез (эксперименты с новым товаром / услугой);
  4. Анализа чувствительности (внедрение скидок, дополнительных опций);
  5. Прогнозирования доходов.
Читайте также